Поиск по сайту:



Проверить аттестат

Мы принимаем Яндекс.Деньги

Смотри также:

Электроснабжение подстанции - Дипломная работа.

Влияние корпоративной социальной ответственности на имидж компании - Дипломная работа.

Устройство канала изображения телевизора - Дипломная работа.

Психология рекламы - Дипломная работа.

Все новинки...

Дипломная работа «Авторитет учителя-воспитателя как педагогический феномен»

Листов49
Когда сдавалась работа2006
Где сдавалась работаСмоленский государственный университет
ОценкаОтлично (5)
Имя автораЛюбовь
Файл: 75.26 КБ

Введите свой E-mail:

Сразу после оплаты на ваш e-mail придет ссылка для скачивания файла.
Указанная цена не окончательная. При оплате через сервис "Робокасса", стоимость увеличивается на процент коммисси в зависимости от выбранного способа оплаты.
Поделиться:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1.Глава. Сущность педагогического авторитета
  1.1 Понятие об истинном и ложном авторитете учителя-воспитателя
  1.2 Структура педагогического авторитета
  1.3 Педагогические условия формирования истинного авторитета педагога
2.Глава. Экспериментальная проверка значения различных компонентов (личностного и профессионального) авторитета педагога для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса.
  2.1 Задачи, содержание и организация констатирующего эксперимента
  2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания младших школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.
Какими средствами и путями достичь духовной общности учителя с учениками - этой первоосновы всех успехов в обучении и воспитании?
Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета учителя.
Авторитет педагога - это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейсяавторитетной, приписываетсякомпетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета. Авторитет учителя - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово "Для ребят идея неотделима от личности, - писала Н.К.Крупская. - То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек" [15;265]. Только при правильных взаимоотношенияхможно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому.
Проблемой авторитета учителя - воспитателя занимались Андриади И.П., Кондратьев М.Ю.,Крупская Н.К., Макаренко А.С., Самуйленков Д.Ф., Станкин М.И., Сухомлинский В.А, и др..
УченыеМакаренко А.С, Станкин М.И. разграничили в своих трудах истинный и ложный авторитет, выделили виды ложного авторитета.
Андриади И.П.,Кондратьев М.Ю.,Самуйленков Д.Ф. занимались изучением компонентов авторитета и пути его формирования.
О значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А.., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С.,Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.).
В связи с этим актуализируется проблема авторитета учителя- воспитателя. Исходя из этого мы выбрали тему нашего исследования : " Авторитет учителя- воспитателя как педагогический феномен".
Объект нашего исследования: авторитет учителя- воспитателя.
Предмет исследования: компоненты авторитета учителя- воспитателя.
Цель нашего исследования: выявить, какие компоненты составляют содержание ( или суть) педагогического авторитета и какое значение они имеют для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.
В работе мы будем доказывать следующею гипотезу: мы предположили, что значение различных компонентов,составляющих содержание педагогического авторитета воспитателя, не одинаково для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса и зависит от их возраста и педагогического опыта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) изучить структуру авторитета учителя - воспитателя;
3) изучить положительный опыт завоевания учительского авторитета среди учащихся;
4) выявить педагогические условия становления истинного авторитета учителя - воспитателя.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленной задачи использовались следующие методы:
- изучение состояния проблемы по разным источникам;
- изучение педагогического опыта;
- анкетирование, беседа, анализ;
- наблюдение;
- обобщение, сравнение;
- метод математической статистики.
Цели и задачи исследования обусловили содержание и структуру дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

1.Глава. Сущность педагогического авторитета.

1.1 Понятие об истинном и ложном авторитете учителя-воспитателя.

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежеланием преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному, спорадическому проявлению натуры: вспыльчивость, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.
Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы правильно понять, чем определяется характер воспитательных отношений. Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии ввоспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем учителем-воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатсяна сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.
Понятие "авторитет" буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.
Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозьпросвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя-воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности.
Подлинный авторитет нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся. Но это не так. В наше сложное времядолжностной авторитет полностью заменен авторитетом личностным. В связи с этим различают авторитет роли, то есть авторитет власти,и власть авторитета. Если первый дается должностью учителя, то второй являетсярезультатом длительных взаимоотношений. Авторитет должности не надежен, быстро проходящий, если не подкрепляется
властью личности, добровольным признанием школьникам профессионализма учителя [26,78].
Каждый педагог стремится завоевать авторитет. Но не желая работать над собой, отдельные педагоги идут к завоеванию авторитета ложным путем. Что приводит к завоеванию ложного авторитета.
Впервые в педагогической науки авторитет учителя-воспитателяна истинный и ложный был разделен А.С. Макаренко. Истинный - один, ложный - множество разновидностей. Под ложным авторитетом понимается такое отношение воспитанников (учеников) к воспитателю (учителю), которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. Ложный авторитет основан на стремлении учителя-воспитателя добиваться послушания от ученика. Добиваясь послушания, какближайшей цели и затрагивая на это много сил и времени, учителя- воспитатели уже не имеют возможности добиваться других целей, конечных, главных. Во многихслучаях учителя не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становиться все более не послушным. Дети, проявляя послушание, очень часто развивают такие качества личности, которые противоположны конечным целям обучения и воспитания.
У учителей наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета.
Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учеников в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.
Сейчас такие учителя встречаются нечасто, но вред, наносимый ими огромен. Они провоцируют учеников на трусость, подхалимство или, наоборот, агрессивное отношение к старшему, стремление насолить ему, но тонко замаскировать нарушение дисциплины, неуважение к педагогу. Никакой речи о воспитании, сознательной дисциплины, в данном случае идти не может. Кроме того, грубость расшатывать нервную систему учащихся, прививает отвращение к учебе, к учебному заведению, подрывает уважение к старшему. Требовательность преподавателя, не подкрепленная уважением к личному достоинству учащихся, приобретает формально - бюрократический характер.
Авторитет расстояния. Педагог, воспитатель стремится всегда держать учащихся на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой преподаватель возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до занятий на уроке посторонними делами , прохождения в президиум школьного или студенческого собрания, хотя его никто туда не выдвигает , получения встоловой еды без очереди.
Авторитет педантизма. У учителя- воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей,традиций. Он постоянно придирается к занимающимся. При чем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны. У такого педагога ученики теряют уверенность в своих силах, на занятиях одна часть учащихся грубо нарушает дисциплину, другая - держится скованно, напряженно.
Авторитетрезонерства. Учитель, пытающийся завоевать авторитет таким образом, бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации - главное средство воспитания. К словопрениям таких педагогов учащиеся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного собеседника красноречием педагога.
Авторитет мнимой доброты. Чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительства и ответят послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот. Ученики игнорируют указания и даже просьбы старшего ивдобавок над ним же смеются[28, 117].
Истинный же авторитет - это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть все время младшими товарищами учителю, то есть участвовать вместе с ним и под их руководством в заботе об улучшении жизни.
Учитель - воспитатель должен знать, чем живут, и интересуются его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете. И если он обратится за помощью к учителю, то это говорит, что он ему доверяет, а значит учитель является для него авторитетом. Ребенок будет чувствовать его заботу, но в то же время он будет знать что учитель от него кое-что требует, что учитель не собирается снять с него ответственность.
Обязательным требованием к авторитетному учителю является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Любой хороший или плохой поступок обязательно имеет нравственный аспект. Если учащиеся увлеченно работают на уроке и не слышат звонка на перемену, если не пререкаясь, выполняют любую просьбу учителя, авторитет последнего высок.
Авторитетный педагог не обманывает и не лжет даже по мелочам. Никогда не проявляет невежливость. Не сорится при учениках с коллегами. Не вовлекает воспитанников в группировки, направленные против других учеников, родителей ит.д. Не подрывает авторитет товарищей - педагогов, не отзывается пренебрежительно об их дисциплинах, об их работе.
А подрывает авторитет не только слабое знание предмета, но и не умение контактировать с людьми. Там где нужно улыбнуться, ответить на шалость шуткой и тем погасить ненужную конфликтную ситуацию, нередко устраиваются проработки.
Конечно, рецепты на все случаи нет. Но есть психологические приемы, которые позволяют педагогу найти выход из многих ситуаций, из разных положении, в которой они попадают, и еще выше поднять свой авторитет.
О значении авторитета педагога учебно-воспитательном процессе говорили многие педагоги и психологи. И.О. Пирогов говорил,что отношение между педагогом и учащимся должны строиться на доверии и уважении, а не на наказании и страхе. Если в детях нельзя видеть идеала нравственного совершенства, то, по крайней мере, нельзя не согласиться, что они не сравнено нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они стадятся всего дурного, они хранят в себе святые чувства любви к людям, свободной от всяких житейских предрассудков. И эти чувства учитель должен не подавлять, а развивать. Если мы хотим обратить внимание на воспитание, то нужно начать с того, чтобы перестать призирать природу детей и считать их не способными к восприятию убеждений разума [18, 192].
Макаренко А.С. говорил, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем.
 
Купите полную версию диплома.