Поиск по сайту:


Смотри также:

Управление мотивацией трудового поведения персонала в органе местного самоуправления - Курсовая работа.

Законы спроса и предложения - Курсовая работа.

Уголовное право по кодексу царя Хаммурапи - Курсовая работа.

Гендерные особенности логического мышления в юношеском возрасте - Курсовая работа.

Все новинки...

Курсовая работа «Гендерные особенности логического мышления в юношеском возрасте»

Листов60
Когда сдавалась работа2007
Где сдавалась работаРГСУ
ОценкаОтлично (5)
Имя автораТатьяна
Файл: 78 КБ

Введите свой E-mail:

Старая цена: 520 руб.

Сразу после оплаты на ваш e-mail придет ссылка для скачивания файла.
Указанная цена не окончательная. При оплате через сервис "Робокасса", стоимость увеличивается на процент коммисси в зависимости от выбранного способа оплаты.
Поделиться:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика работы
1. Проблема изучения мышления в отечественной психологии
  1.1. Общая характеристика понятия мышление в психологии: виды, мыслительные операции, функции
  1.2. Анализ подходов к исследованию мыслительной деятельности в психологии
  1.3. Общая характеристика понятия гендера: основные подходы исследования в психологии
  1.4. Психологические особенности юношеского возраста
Выводы по главе 1
2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей логического мышления в юношеском возрасте
  2.1 Этапы проведения эмпирического исследования
  2.2. Анализ результатов эмпирического исследования гендерных особенностей логического мышления в юношеском возрасте
Выводы по главе 2
Заключение
Список используемых источников
Приложение

 

Введение
Вряд ли можно с большой достоверностью определить точку отсчёта, положившую начало изучению мышления. Очевидно, это случилось тогда, когда появилось… мышление. Тем не менее ряд моментов повышенного внимания к мышлению, умственной деятельности в истории зафиксирован.
Начатое в XVII в. интенсивное изучение психологии мыслительных процессов проводилось с двух принципиально различных точек зрения. Первая предполагала природное начало процессов мышления, вторая исходила из их социальной обусловленности. Так, гешталътпсихологи, со свойственной им логикой, утверждают, что психика человека от рождения содержит специальные структуры, которые и позволяют получать новые продукты мышления. Этим самым они привлекли внимание психологов к феномену интуитивного решения сложных задач. Представители ассоциативной психологии рассматривают мышление как процесс образования связей между прошлым и настоящим опытом индивида. Изначальную же возможность человека мыслить они относят к "подарку" природы.
Бихевиористы представляют мыслительный процесс как результат реакции человека на входные стимулы в ходе повседневной жизни. Именно этим они положили начало изучению феномена практического мышления. Психоаналитики сконцентрировали свое внимание на бессознательных формах мышления, а также на влиянии потребностно-мотивационной сферы индивида на мыслительные процессы.
В основе отечественной психологии лежит деятельностная теория мышления. Ее основные положения:
- мышление есть специфический вид познавательной деятельности;
- способность мыслить формируется в процессе жизнедеятельности человека.
А. Леонтьев подчеркивал, что мышление не может возникнуть и развиваться вне социальной сферы с ее процессами профессионального и межличностного взаимодействия людей, вне общения и культуры. Более того, внутренняя (мыслительная) деятельность есть производная от внешней, практической, поведенческой и имеет с ней много общего (наличие элементов деятельности, возможность включения внешних элементов деятельности во внутренние и наоборот).
По мнению А. Брушлинского, мышление состоит из онтологически нераздельных, но различных компонентов, которые, в свою очередь, также обладают этим свойством. Мышление работает в непрерывном режиме, хотя оно включает в себя вторичные (по отношению к себе) прерывные умственные действия. Здесь проявляется органическое единство прерывного и непрерывного. Это признаки системности мышления. Единство составляют осознанное и неосознаваемое в процессах мышления. Так, основной механизм мышления - анализ через синтез - осуществляется в основном неосознанно. Однако на личностном (деятельностном) уровне процессы преимущественно осознанны, саморегулируемы.
Успехи в области информатики и кибернетики обусловили информационно-кибернетический подход к мышлению. Психология мышления заимствовала у этих наук ряд принципов, понятий и идей (алгоритм, схема, информация, операция, цикл, обратная связь и др.).
Формирование мышления охватывает процесс нарастания возможностей мыслительной деятельности как под влиянием естественного хода повседневной жизнедеятельности человека, так и в результате специальных упражнений. Развитие предполагает наращивание возможностей по решению мыслительных задач на основе уже сформированного мышления.
Мышление как процесс непрерывно формируется и развивается в ходе изменяющегося взаимодействия человека со средой, но никогда не достигает завершенной стадии. Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления. О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними
Так как мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развития мышления у детей на всем этапе обучения их в школе. В процессе обучения в школе совершенствуется, и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи.
В своей работе мы заострим внимание на особенностях мышления в юношеском возрасте. Так как именно в этом возрасте приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно.
Другой вопрос в сфере психологии мышления, который вызывает идеологические дискуссии, - это гендерные различия. Большинство исследователей полагает, что в целом среднее развитие мышления примерно одинаково у мужчин и женщин. В то же время у мужчин больше разброс: среди них больше как очень умных, так и очень глупых. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности различных сторон мышления. До пятилетнего возраста этих различий нет. С пяти лет мальчики начинают превосходить девочек в сфере пространственного мышления и манипулирования, а девочки мальчиков - в области вербальных способностей.
Мужчины значимо превосходят женщин в математических способностях. По данным американской исследовательницы К. Бенбоу, среди особо одарённых в математике людей на 13 мужчин приходится лишь одна женщина [18, 235]. Споры вызывает природа этих различий. Одни исследователи считают, что их можно объяснить генетически. Другие, феминистски ориентированные, утверждают, что их основа - наше общество, которое ставит мужчин и женщин в неравные условия.
В своей работе мы попытаемся разобраться, насколько велики гендерные различия в мышлении. Поскольку в юношеском возрасте мышление уже достаточно развито и углублено его познавательное проникновение в действительность, мы исследуем гендерные особенности логического мышления в юношеском возрасте.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с.
2. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431 с.
3. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема. (Концепции феминизма) // Женщина в обществе: мифы и реалии. Сборник статей. / Редактор-составитель Круминг Л.С. - М.: Информация - XXI век 2001.
4. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 416.
5. Вайнштейн Л.А. и др. Общая психология: учеб. пособие. - Мн.: Тесей, 2005. - 368 с.
6. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие для студ. вузов / Костикова И. В. и др.; Под ред. И. В. Костиковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с.
7. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по сцец. № 2002 "Дошк. воспитание" и № 2010 " Воспитание в дошк. учреждениях". - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов. - 2-е изд., испр. и доп. / Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б. и др.; Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
9. Гельвеций К. А. Соч. - М., 1973. - Т.1.
10. Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. М. М. Малышевой. - М.: Acadmia, 2002. - 520 с.
11. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
12. Ильин Е. П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. - СПб.:Питер, 2004. - 560 с.
13. Кирилина А.В. О применении понятия "гендер" в русскоязычном лингвистическом описании.//"Филологические науки". 2000 г. №3.
14. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: Учеб. Пособие. В 3 ч. Ч. 2. - Мн.: Амалфея, 2004.- 368 с.
15. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования лмчности). Учеб. пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
16. Петрова Р. Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. - 232 с.
17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 512 с.
18. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В. Н. Дружинина. - Спб.: Питер, 2003. - 651с.
19. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования - М., 1959.
20. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2005 - 892с..
21. Трофимова Н. М., Пушкина Т. Ф., Козина Н. В. Возрастная психология. - СПб.: Питер, 2005 - 240 с.
22. Уоллстонкрафт М. В защиту прав женщин // Феминизм: проза, мемуары, письма. - М., 1992.