Поиск по сайту:



Проверить аттестат

Мы принимаем Яндекс.Деньги

Смотри также:

Учет и анализ имущества организации на примере ООО «ЮТА» - Дипломная работа.

Психогимнастика, как средство преодоления ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста - Дипломная работа.

Анализ (оценка) финансового состояния предприятия (на примере ООО "Землепроект") - Дипломная работа.

Казначейское исполнение бюджета - Дипломная работа.

Все новинки...

Дипломная работа «Особенности эмоционального развития младшего школьника с нарушением речи (заикание)»

Листов79
Когда сдавалась работа2007
Где сдавалась работаСтоличный Гуманитарный Институт
ОценкаОтлично (5)
Имя автораСветлана Анатольевна
Файл: 142.39 КБ

Введите свой E-mail:

Старая цена: 3500 руб.

Сразу после оплаты на ваш e-mail придет ссылка для скачивания файла.
Указанная цена не окончательная. При оплате через сервис "Робокасса", стоимость увеличивается на процент коммисси в зависимости от выбранного способа оплаты.
Поделиться:
В данном дипломном проекте содержатся следующие разделы:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (ЗАИКАНИЕ)
   1.1. Понятие об эмоциях, психологические теории эмоций
   1.2. Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте
   1.3. Характеристика заикания как нарушения речи
   1.4. Психолого-педагогические особенности младших школьников с заиканием
   1.5. Методы исследования эмоциональной сферы младшего школьника
   1.6. Приемы и способы развития эмоциональной сферы младшего школьника с нарушениями речи
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
   2.1. Программа и ход исследования
   2.2. Анализ первичной диагностики особенностей развития эмоциональной сферы у младших школьников
   2.3. Коррекционно-развивающая программа и просвещение
   2.4. Анализ особенностей развития эмоциональной сферы младших школьников с заиканием под влиянием коррекционных занятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


 

ВВЕДЕНИЕ
Положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у прогрессивных людей, ученых, всех тех, кому небезразлична судьба детей.
Глубокие социально-политические, идеологические изменения нашего общества отразились на психическом складе современного человека, привели к кардинальным изменениям его личностных ориентиров и мировоззрения. Еще в большей степени перестройки коснулись эмоционального состояния и особенностей формирования личности ребенка, чья психика чрезвычайно пластична и реактивна по отношению к условиям современной жизни [1,3].
Наше общество все чаще сталкивается с необходимостью оказания своевременной, а нередко и экстренной помощи детям, имеющим разнообразные нарушения психического развития, в том числе и речевые.
Актуальность данной работы обусловлена стремительным ростом числа детей с нарушениями речи, в том числе и такими как заикание, и специализированных логопедических пунктов в детских учреждений.
Марцинковская Т.Д. [28] считает, что, уделяя значительное внимание проблемам психологической помощи, коррекции нарушений в поведении и развитии, основной акцент необходимо делать на нормальное развитие, на возможность практической психологии содействовать полноценному развитию ребенка на каждом возрастном этапе онтогенеза.
Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции. Необходимо понимать, каким образом должна быть организована жизнь ребенка, чтобы все новообразования могли быть сформированы и реализованы в полной мере, что способствовало бы его дальнейшему прогрессивному развитию[27,20].
Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи способствует речевому развитию и является важнейшим фактором в исправлении нарушений. Ведь развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний [41,17].
Эмоции, являются "индикатором" состояния ребёнка и сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенность восприятия окружающего мира, логику суждений [24,5].
Развитие эмоциональной сферы у детей с заиканием подразумевает обучение умению общаться, повышению уверенности в себе, овладению навыками саморегуляции, с целью умения адаптироваться в оказавшейся среде, как в школе, так и затем во взрослой жизни [45,17].
Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста (7-10 лет) имеющих речевые нарушения и не имеющих речевые нарушения.
Предмет исследования: особенности развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушениями речи (заикание).
Цель работы: исследование развития эмоциональной сферы у детей с заиканием, разработка и апробация психолого-педагогической программы эмоционального развития младших школьников с нарушениями речи и анализ ее эффективности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Выявить динамику развития эмоциональной сферы младшего школьника с нарушениями речи при условии внедрения психолого-педагогической программы в процесс развития.
3. Проанализировать возрастные и психолого-педагогические особенности эмоционального развития младших школьников с нарушениями речи.
4. Разработать психолого-педагогическую программу эмоционального развития младших школьников с нарушениями речи (заикание).
5. Экспериментально изучить возможности коррекции и развития эмоциональной сферы у детей с заиканием. Апробировать разработанную коррекционную программу.
6. Обобщив результаты экспериментальных исследований, подтвердить или опровергнуть гипотезы исследования.
Гипотеза:
1. Показатель существующих речевых нарушений зависит от уровня развития эмоциональной сферы.
2. Коррекционная работа на основе специально-разработанной психолого-педагогической программы способствует развитию эмоциональной сферы младшего школьника с нарушениями речи.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
- Эксперимент.
- Индивидуальные тестирования детей.
- Индивидуальные и групповые беседы с родителями и педагогами.
- Эмпирическое исследование эффективности коррекционной программы.
Для изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста использовались методики Стрелковой Л.П. [60]:
1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции;
2. Изучение выразительности речи;
3. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Практическое значение: Были даны рекомендации родителям, педагогам, медикам по развитию эмоциональной сферы у детей с заиканием. Была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа для развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи (заикание).
База исследования: Областное государственное специализированное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения воспитанников с отклонениями в развитии школа-интернат №14 восьмого вида г. Волгодонск Ростовской области.
Выборку составили 40 детей 1-3 классов: экспериментальная группа - 20 детей с заиканием; контрольная группа - 20 детей без речевых нарушений.
При обработке данных использовались методы математической статистики - подсчет критерия Q Розенбаума (пакет компьютерных программ STATISTICA 6.0).
Структура дипломной работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава освещает теоретические основы исследования эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи. Вторая - посвящена экспериментальному исследованию особенностей эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием и содержит описание и анализ полученных данных. Общий объем работы составляет 80 страниц, из них 70 страниц основного текста, в который входят 3 таблицы, 1 схема, 6 диаграмм и 4 страницы списка литературы (63 наименования).


 

Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Просвещение, 1998.
2. Анпилогова Б.Г., Сосенко Э.Ю., Федяковская Н.К. Пособие по развитию навыков устной речи. - М.: Русский язык, 1975.
3. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. - М.: Эребрус, 1993.
4. Афанасьева Т.М. Семья. - М.: Просвещение, 1985.
5. Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Заикание: Учеб. пособие для сткд. Пед. Институтов по специальности "Логопедия". - М.: В.Секачев, 1998.
6. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.: Питер Пресс, 1997.
7. Васильев Ю.А. Голосоречевой тренинг. - СПб.: Спб. гос. академ. театр. иск-ва, 1996.
8. Грабенко Т. Зинкевич - Евстигнеева Т. Чудеса на песке. - СПб.: ПИТЕР, 1999.
9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии - Л.:ЛГУ, 1988.
10. Белякова Л.И. Дьякова Е.Д. Логопедия заикания.- М.: Владос, 1997.
11. Борисова Е.А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников. //Логопед №1, 2005.
12. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Просвещение, 1990.
13. Бурлачук А.Ф. Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 1999.
14. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. - М.:Педагогика, 1984.
15. Дель С.В. Исследование невербальных средств общения у младших школьников с заиканием. // Логопед №3, 2005.
16. Желдак И.М. Искусство быть семьёй. - Минск: Лерокс, 1998.
17. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника. - М.:Просвещение, 1985.
18. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.
19. Захаров А.И. Детские неврозы. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 1995.
20. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков. - Минск: Лерокс, 1999.
21. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.
22. Калмыкова И.Г. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. - Ярославль: Академия развития, 1998.
23. Касаткина Ю.В. Клюева Н.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1997.
24. Капранова С.В. Путешествие с волшебной кисточкой: Программа развивающе - коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - Ростов-на-Дону, 1997.
25. Крюкова С.В. Слабодняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Педагогика, 1999.
26. Кряжева Н.Л. Кот и пёс спешат на помощь (Анималотерапия для детей). - Ярославль: Академия, 2000.
27. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций детей 5-7лет. - М.: Академия развития, 2000.
28. Марцинковская Т.Д. Психология развития. - М.: Просвещение, 2001.
29. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М.: Академия, 2000.
30. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ, 1999.
31. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000.
32. Мудрость веков. Древняя медицина о сохранении здоровья. - Ленинград: Петрополь, 1991.
33. Мягков И.Ф. Боков С.Н. Медицинская психология. - М.: Логос, 1999.
34. Начатой В.Г. Халмурад Упур Секреты Китайской медицины (1-том). - М.: Просвещение, 1992.
35. Начатой В.Г. Халмурад Упур Секреты Китайской медицины (Лечение травами и минералами). - СПб.: Издательство имени А.С.Суворова, 1992.
36. Немов Р.С. Психология (книга 1). Общие основы психологии. - М.: Прорсвещение, 1997.
37. Новикова Е.В. Зондовый массаж (коррекция звукопроизношения).-М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000.
38. Нора Ньюкомб Развитие личности ребёнка. - СПб.: Питер, 2002.
39. Никольская И.М. Грановская Р.М. Психологическая защита у детей.-СПб.: Речь, 2000.
40. Овечкин А.М. Основы Чжень - ЦЗЮ терапия. // Под редакцией заслуженного деятеля науки РСФСР проф. В.Г. Вогралика - Самарск: Голос, 1991.
41. Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской психотерапии. - М.: Психология развития, 1997.
42. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М.: Педагогика, 1999.
43. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. - М.: Просвещение, 1995.
44. Поваляева М.А. Педагогическая диагностика и коррекция речи (из опыта работы). - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
45. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. - СПб.: Союз, 2001. - 287 с.
46. Перре М. Баумана У. Клиническая психология - СПб.: Питер, 2002.
47. Петрусинский В.В. Дегтерёв Ю.В. и др. Игры - обучение, тренинг, досуг. - М.: Новая школа, 1998.
48. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1995.
49. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Владос, 1999.
50. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1999.
51. Рябышева С.В. Эмоциональное благополучие матери в период беременности как условие формирования психического и физического здоровья будущего ребенка. (Материалы 2-ой всероссийской научной- практической конференции: Образование основной фактор развития культуры и духовности человека). - Волгодонск: МОУ МВЦ, 2000.
52. Тополянский В.Д. Струковская М.В. Психосоматические расстройства. - М.: Медицина, 1986.
53. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: Медицина, 1987.
54. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Ласкутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребёнка. - М.: Педагогика, 1986.
55. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М.: Владос, 1999.
56. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1989.
57. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: ПИТЕР-КОМ, 2002.
58. Шванцар Й. Диагностика психологического развития. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000.
59. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. - М.: В.Секачев, 2005. - 128 с.
60. Шмелёв А.Т. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Просвещение, 1996.
61. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1989.
62. Ясюкова А.С. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. - СПб.: Питер, 1997.
63. Ястребова А.В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста. - М.: АРКТИ, 2000. - 96 с.