Поиск по сайту:



Проверить аттестат

Мы принимаем Яндекс.Деньги

Смотри также:

Основные требования к полупроводниковым материалам - Реферат.

Блокада Ленинграда - Реферат.

Правовое государство и гражданское общество - Реферат.

Рынок: функции и системная структура - Реферат.

Все новинки...

Реферат «Подростки и агрессия»

Листов18
Когда сдавалась работа2003
Где сдавалась работаБердск
Файл: 32.64 КБ
Поделиться:
Содержание:
  Введение
  Особенности взаимоотношений подростков
  Понятие агрессии, агрессивности. Виды агрессии
  Типология агрессивного поведения подростков
  Практические рекомендации по снятию агрессивного состояния
  Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
  Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания
  Работа с родителями агрессивного ребенка
  Шесть рецептов избавления от гнева
  Эмоциональный словарь
  Вывод
  Литература
 

Введение

Проблема кризиса, конфликтов, трудностей - одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. С начала научного изучения под-росткового периода за этим возрастом закрепилась название критического, что отразилось в его образной характеристике как периоды "Sturm und Drang", "Storm and Stress", т. е. "бури и натиска", "бушевания и напряжения".
Многие взрослые люди только с ужасом могут подумать о возможности вновь оказаться подростками, снова взрослеть, снова открывать себя и свою судьбу в своих собственных испытаниях. Однако выборы молодых в смысле "жизнь моя, а вместе с ней и весь мир здесь решается" в стабильных общест-венных системах делаются в лоне предшествующих поступков, с чувством ис-торической традиции. Но вся сложность проблемы самоопределения совре-менной российской молодежи в том, что она лишена этого чувства, оказавшись в ситуации отсутствия образцов поступков, "когда никто вокруг тебя или до тебя никак не поступал", ей страшно входить в мир взрослых. Вот голос со-временного растерянного подростка:
Мой мир другой, во всем.
Там нету злых,
Там нету крови.
И я не знаю, что со мной.
Сейчас не нравится мне всё.
Не нравится любить,
Не нравится мне жить.
Зачем мне это всё?
Ведь я еще ребенок.
И как во всём мне разобраться,
Кому сказать о том,
Что я сама не знаю.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем общест-ве, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и пове-дении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только про-грессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опусто-шенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подро-стков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокой-ство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес иссле-дователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но в профессиональ-ных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования.
Необходимость определения реальных психологических причин агрес-сивности растущих детей, раскрытия условий, механизмов, средств её предот-вращения и коррекции обуславливает актуальность настоящей работы.

Взаимоотношения подростков

Особенно интенсивное развитие общения детей со своими сверстниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение под-ростков орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициа-тивной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответ-ственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчине-ния, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявля-ются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и это перестрой-ка осуществляется без конфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовле-чены и подросток и взрослый. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и де-тей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, - переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, оз-начает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.
Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно не редко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И тем не менее промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопро-тивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стой-кий в межличностный конфликт, сопряжение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.
Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию та-ких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.
В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотно-шений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и туже общую социализирующую роль, эти две системы взаи-моотношений нередко входят в противоречия друг с другом по содержанию и по регулирующим нормам. Отношения со сверстни-ками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нома-ми равноправия, в то время как отношения с родителями и учите-лями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарища-ми начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворе-нии его актуальных интересов и потребностей, он отходит от шко-лы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.