Поиск по сайту:



Проверить аттестат

Мы принимаем Яндекс.Деньги

Смотри также:

Контрольная работа. Выбор варианта автоматизации производства по изменению затрат живого и овеществленного труда - Лабораторная.

Лабораторные работы по ТАУ - Лабораторная.

Готовые лабораторные работы по ИАД - Лабораторная.

Методика проведения регулировок в РПУ - Лабораторная.

Все новинки...

Лабораторная «Методика поиска неисправностей»

Где сдавалась работаБЭМТ
Файл: 4 КБ
Поделиться:

Введение

 

 Изучая технические дисциплины, студенты знакомятся с физическими принципами, законами, правилами и эмпирическими данными, относящимися к определенной области знания.

 Цель «технической диагностики» - научить студентов целеустремленно применять те знания, которыми они уже обладают.

 Это делается по той причине, что при изучении технических дисциплин, таким этапом решения задачи технической диагностики, как определение оптимального пути поиска неисправности, уделяется мало внимания.

 Цель изучения раздела предмета «ТОД и РЭТ», как «техническая диагностика», - последовательное рассмотрение всего процесса решения задачи.

 Основной задачей ТД здесь определяется, как нахождение оптимального пути поиска неисправности.

 Основными целями данного методического пособия является изучение и применение следующих методических приемов:

1.    система поэлементного решения задачи

2.    система поэтапного формирования физических знаний

3.    систематический само- и взаимоконтроль

4.    рейтинговая система оценивания знаний

5.    максимальное повышение самостоятельности в процессе решения задачи

6.    систематическое повторение материала

7.    открытый учет знаний

 

 

1. Общая постановка задачи

 

 Вопросами (технического состояния РЭТ и отыскание неисправности) занимается технологическая диагностика.

 Имеющаяся литература по ТД носит в основном справочный характер и предназначена для конкретного вида и типа РЭТ.

 Специализированная учебная литература по ТД для средних специальных учебных заведений, как правило содержит справочные данные и различные виды литературы с практическим отсутствием изучения ТД как таковой.

 В вышеперечисленной литературе в основном изложены малопроизводительные способы отыскания неисправностей: по характерным признакам и поэлементной проверкой.

 Первый из них основан на составленных таблицах возможных дефектов и сопутствующих им признаков.

 Второй - предусматривает последовательную проверку каждого из элементов, входящих в состав неисправного узла, путем измерения режима работы, основных параметров и сравнения с номинальными характеристиками.

 Недостаток первого способа - отсутствие однозначной связи между признаками неисправности и возможными дефектами в аппаратуре, второго - большая трудоемкость; - общий недостаток обоих способов - значительная зависимость от квалификации и опыта студентов, от устойчивости их навыков в поиске неисправностей РЭТ.

 Кроме того оба метода практически невозможно подкрепить каким либо методическим обеспечением для обучения. И так как они требуют определенной квалификации и опыта, чем студенты в подавляющем большинстве не обладают, то они практически непригодны для изучения ТД. Поэтому в данном методическом пособии приведены принципы мотивации к изучению ТД, и методики изучения и практического применения диагностических приемов при поиски неисправностей в РЭТ.

 

2. Метод поэтапного поиска неисправности

 

2.1 Схема процесса поиска неисправности

В общем случае процесс может быть показан следующем образом:

 

Модель

 

 

 

 
 

 

 

 


 Как видно из рисунка процесс поиска неисправности заключен в выдвижении версии с последующей проверкой.

 Очевидно, что алгоритм поиска сводится ко второму способу описанному в разделе 1 с соответствующими недостатками. Поэтому для обеспечения процесса обучения ТД, разработана схема процесса поиска неисправности приведенная на рисунке 2.

 

2.2 Схема поэтапного поиска неисправности

В данную схему введены дополнительные этапы, позволяющие студенту ясно отслеживать ход решения задачи, а преподавателю поэтапно контролировать работу и своевременно корректировать ее выполнение.

Кроме того в процессе поиска неисправности обнаруживающиеся пробелы в знании технических дисциплин, могут быть своевременно устранены.

 

 

           
   
     
 
 
 

Рисунок 2 - Схема 2 поэтапного поиска неисправности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из схемы (рис. 2) отличие от схемы (рис. 1) заключены в искусственно добавленных четырех первых этапах.

Схема 5 - 6 этапа не отличается от схемы 1. В чем же тогда заключается преимущество схемы 2 от схемы 1, тем более произошло значительное усложнение?

Как было сказано выше недостаток схемы 1 заключается в том, что при работе по схеме 1 неподготовленным исполнителям приходится выполнять последовательную проверку каждого элемента, что трудоемко и не дает однозначной связи между дефектом и внешним проявлением. Кроме того этот процесс трудно обеспечить методически.

По схеме 2 студент выполняет четыре подготовительных этапов в процессе выполнения которых, он уясняет принципы работы устройств, определяет оптимальную последовательность измерений, что позволяет ему минимизировать количество связей между дефектом и внешним проявлением. Поэтому количество версий при выполнении 6 этапа значительно сокращается, что позволяет контролировать и корректировать это процесс - то есть обеспечить методически.

Рассмотрим подробно выполнение, а так же технологическое и методическое обеспечение каждого этапа.

 

3. Выполнение 1 этапа

 

3.1 Разработка структурной (функциональной схемы)

 

Техническое обеспечение,

НТД

Методическое

обеспечение

Контроль,

коррекция

Инструкция по ремонту.

Схема электрическая принципиальная

Контрольное задание. Контрольные вопросы к структурной схеме.

Проверка правильности схемы. Идентификация устройства. Принцип работы

 

4. Выполнение 2 этапа

 

4.1 Построение функциональной модели

 

Техническое обеспечение,

НТД

Методическое

обеспечение

Контроль,

коррекция

Схема структурная (функциональная). Инструкция по разработке функциональной модели

Контрольные вопросы. Задание глубины поиска.

Проверка правильности модели

 

4.2 Инструкция по построению функциональной модели

4.2.1 Задание глубины поиска дефекта

Известно, что ремонтируемое устройство или блок можно поделить на некоторое число связанных между собой составных частей - функциональных элементов. Под ними подразумевают отдельную деталь, каскад, группу каскадов, узел, блок, которые могут находиться в одном из двух состояний: работоспособном (исправном) или неработоспособном (неисправном). Их определяют путем измерения напряжения сигнала и наблюдения его формы на выходе элемента и сравнения с требуемым. Глубина поиска дефекта зависит от возможности конструктивного деления аппаратуры и местонахождения контрольных точек. Ее выбирают, исходя из минимальных затрат времени на поиск.

Наиболее рационально искать неисправность последовательно на различных уровнях: блок - модуль - каскад - деталь. Поэтому строят несколько функциональных моделей: вначале для устройства в целом (с глубиной поиска до блока или модуля), а затем для каждого блока или модуля (с глубиной поиска до каскада или отдельной детали), и разрабатывают для них программы. Причем цепи блоков, узлов и отдельных элементов, обеспечивающие их функционирование (цепи питания) и не передающие основной сигнал, при построении функциональной модели не изображают и не учитывают. Модели отдельных каскадов обычно не строят. Для них вполне пригоден способ поэлементной проверки.

Если в аппаратуре применены интегральные микросборки и микросхемы, которые ремонту не подлежат, глубину поиска ограничивают этими элементами.

Функциональная модель чаще всего отличается от структурной схемы и только в частном случае совпадает с ней. При ее построении исходят из того, что входные сигналы блока (внешние, их обозначают Xi, где i - номер функционального элемента, на который поступает сигнал), а также напряжения питания всегда имеют только номинальные значения, а линии связи между функциональными элементами всегда исправны. Кроме того, при любом числе входов каждый элемент должен иметь только один выход (его обозначают Zi) и, следовательно, два состояния: есть сигнал на выходе или нет. Выход элемента может быть соединен с любым числом входов, а вход - только с одним выходом.

Пример построения.

 

 

5. Выполнение 3 этапа

 

5.1 Построение таблицы состояний

 

 

Техническое обеспечение,

НТД

Методическое

обеспечение

Контроль,

коррекция

Функциональная модель.

Инструкция по составлению таблицы состояний.

КИМ (специальные шаблоны).

К. В,

Проверка правильности таблицы

 

 

5.2 Инструкция по построению таблицы состояний

 

Таблица состояний (см. ее фрагмент - табл.1) представляет собой квадратурную матрицу, в которой число строк равно числу контрольных выходов Zi в функциональной модели, а число столбцов - числу состояний блока Si.     

 

 

          Таблица 1

 

Zi

Состояние блока Si

Число  

состояний

 

Wi

 

 

1

 

8

 

13

14

15а

15б

 

28

 0

1

 

 

Zi

0

 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

1

30

29

 

.....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Z6a

0

 

0

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

15

16

1

 

Z6б

0

 

1

0

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

15

16

1

 

Z7a

0

 

0

1

0

1

1

 

1

1

1

1

 

1

16

15

1

 

Z7б

0

 

0

1

1

0

1

 

1

1

1

1

 

1

16

15

1

Z8

0

 

0

1

0

1

0

 

0

0

0

1

 

1

22

9

13

 

.....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Z13

0

 

1

1

1

1

1

 

0

1

1

1

 

1

11

20

9

 

Z14

0

 

1

1

1

1

1

 

0

0

1

1

 

1

17

14

3

 

Z15a

0

 

1

1

1

1

1

 

0

0

0

1

 

1

18

13

5

 

Z15б

0

 

1

1

1

1

1

 

0

0

1

0

 

1

18

13

5

 

.....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Z28

1

 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

0

3

28

25

 

                                                           

 

 

 Заполняют ее на основании логического анализа модели, а также физических процессов в аппаратуре по структурной и принципиальной схемам. Если, например, блок цветности находится в состоянии S14, неисправен функциональный элемент 14, и измеряемый параметр на его выходе не соответствует номинальному. На пересечении строки Z14 и столбца S14 записывают символ 0. При этом в любой другой контрольной точке (на выходах элементов), находящейся после неисправного элемента, параметр также имеет недопустимое значение, и на пересечении столбца S14 со строками этих контрольных точек вписывают 0 (точки Z8, Z15a, Z15б. В других строках этого столбца записывают 1, что свидетельствует о допустимом значении параметра в соответствующих контрольных точках.

 Из таблицы видно, что неисправность одного функционального элемента, например первого (состояние S1 контрольный выход Z1), влияет на последующие: на их выходах также будут недопустимые значения сигналов (Z6a - Z8, Z14 и т. д.). Если же сигнал на одном из контрольных выходов, например Z14, имеет допустимое значение 1 (пересечение строки Z14 и столбцов S6a - S8 и т. д.), то все предыдущие (по схеме) элементы исправны.

Дальнейшее построение программы поиска дефекта по таблице состояний основано на вычислении функции предпочтения

 Wi (Zi) = min(сумма «0» - сумма «1»),

которая равна абсолютному значению разности чисел нулей и единиц в строке контрольного выхода Zi (см. табл. 1). По минимальным значениям этой функции и определяют последовательность контроля сигналов на выходах элементов.

 Для нашего примера минимальное значение функции Wimin =W6a = W6б =W7a =W7б =1. Поэтому первым необходимо проверять один из контрольных выходов Z6a, Z6б, Z7a или Z7б (рис. 2, контрольная точка КТ6). Очевидно что, если сигнал на выходе Z7б равен 0, это указывает на возможную неисправность элементов 1-6а, 7б, 9, 10, 16-22 (см. рис. 2). Для этих элементов составляют новую таблицу состояний и определяют контрольный выход, который необходимо проверять вторым. Если же сигнал на выходе Z7б равен 1, то это свидетельствует об исправности указанных функциональных элементов и возможном дефекте в одном из остальных.